МЕНЮ
Личный кабинет Карта сайта
RU
EN

За что Николая Секачева называл нахалом директор СУМЗа и почему 90-летний ветеран этим гордится

10.12.2018

Как думаете, в чем все же секрет долголетия? Ветеран СУМЗа Николай Секачев, которому 5 декабря исполнилось 90 лет, утверждает, что нужно ставить правильные жизненные задачи. Он поставил. И получилось!

Хлеб на вес золота

Родился Николай Секачев в Свердловске. Семья — папа Николай Иванович, мама Зинаида Евдокимовна и младшая сестра Светлана — жила в квартире за Драмтеатром. С сестрой у именинника очень теплые отношения, и тогда, и сейчас дружны. Встречаются, правда, редко — Светлана живет в Москве, является почетным членом областного Совета ветеранов войны и труда.

В 1935 году пошел в школу, но и семи классов не окончил. Началась Великая Отечественная война.

— В 1942-1943 годах школ шесть закрылось: придем в одну, а там госпиталь сделали, в другую — и там госпиталь, — вспоминает Николай Николаевич. — В общем, нашу в апреле 43-го тоже закрыли, даже аттестатов не выдали, только справки, что мы обучились в семи классах и знания наши таковы… Я поступил в Горно-металлургический техникум. Пришел с этой справкой, а там как раз набор был без экзаменов. Поступил! Как сейчас помню, 25 апреля это было. Мне говорят в деканате: «Иди, замени свою иждивенческую карточку на рабочую. Будут не 400, а 500 граммов хлеба давать. Завтра придешь, мы тебя на подсобное хозяйство отправим работать». А в те годы тяжело жить было. Каждый грамм хлеба — на вес золота.

5_Секачев (2).jpgОдна из первых фотографий именинника. Коля Секачев с папой Николаем Ивановичем и мамой Зинаидой Евдокимовной. Фото из семейного архива Секачевых

На СУМЗ по распределению

В 1947 году окончил техникум, стал техником-электриком. Был направлен по распределению на СУМЗ.

— 9 августа был мой первый рабочий день. Мы с товарищем явились в отдел кадров. Нам сразу помогли с жильем. Поехали в ЖКО, нас встретил начальник, проводил в кабинет. Сказал, что в пятом районе на Энгельса 23 свободные квартиры, мол, давайте я вытащу несколько карточек с адресами, вы сходите, посмотрите, где вас больше устроит. Можете вместе жить, можете по отдельности. Вот мы пошли и выбрали первую же квартиру. Там жил Николай Бакурадзе, он работал главным диспетчером завода. У него в трехкомнатной квартире одна была свободна. Нас это устроило. Начальник ЖКО позже снабдил нас кроватями, матрасами, столом, стульями. В общем, всей необходимой мебелью.

После того, как друзья расположились в квартире, вернулись обратно на завод. Пешком. Поезд уже не ходил. Обоих устроили в электроцех. Товарища — дежурным на главную подстанцию. А Николая Секачева — в лабораторию техником по испытанию электродвигателей. Проработал там 12 лет, до 1959 года.

«Здороваться не буду!»

Потом Николая поставили начальником главной подстанции №20. Позже завод передал ее в систему Свердловэнерго. Компания попросила подстанцию вместе с кадрами. Николай вспоминает, как директор СУМЗа Леонид Леонов лично приезжал к ним и уговаривал перейти.

— Мы не стали сопротивляться. Перешли. Потом на подстанции произошла чрезвычайная ситуация: убили девушку-диспетчера. После этого все диспетчера отказались у меня работать. Остались только я и еще один человек. Работали с ним по суткам.

А в 1962 году Николай Секачев перешел на Ревдинский метизно-металлургический завод. Там не было начальника электроцеха.

— Позвонил мне мой товарищ Сумороков, с которым мы на танцы бегали, вызывал меня срочно к себе. Он был начальником промышленного отдела городского комитета партии. «Я тебя как облупленного знаю, — говорит он. — Рекомендуем мы тебя на Ревдинский завод начальником электроцеха. Пойдешь?». «Пойду!», — ответил я.

На РММЗ Николай Николаевич проработал до 1965 года. А потом главный энергетик СУМЗа позвал его обратно на завод. У них тоже не было начальника электроцеха. Тогда к Александру Большакову, директору РММЗ, Николай ходил три раза, чтобы он ему увольнительную подписал. «Я тебя отпускаю, но больше здороваться не буду», — сказал Александр Георгиевич ему тогда.

— И действительно! Я был в поликлинике, смотрю, он сидит там с женой. Я прошел мимо, поздоровался, а он мне: «Я же сказал, что больше с тобой здороваться не буду. Зачем со мной здороваешься? Проходи, будто меня не знаешь». Обиделся.

Лыжню!

Когда Николай Николаевич был начальником электроцеха на СУМЗе, сделали освещенную лыжную трассу. Потом ему за это Грамоту Свердловского областного Совета ДСО «Труд». Это была вторая освещенная лыжная трасса в Свердловской области. Первая располагалась на Химмаше в Екатеринбурге.

— Тогда директором СУМЗа был Иосиф Гевандович Саркисов, он меня на оперативном собрании нахалом назвал, — смеется юбиляр. — Сказал всем: «Вот построил освещенную лыжную трассу, теперь мне пришлось лыжи покупать, научиться ездить. Знаете, как хорошо? Всем советую!». Потом это все передали ЖКО и лыжня пропала. Даже сейчас старики вспоминают эту трассу, очень жалеют. Говорят, после работы ходили там по 2,5 километра. Я тоже катался.

В 1969 году Секачева переманили работать на ООО «Уралэнергоцветмет» в Свердловск. Надеялся, что там дадут квартиру. Работал в производственном отделе шеф-инженером. Приходилось ездить туда и обратно, потому что семья осталась в Ревде.

Снова на СУМЗ

— Часто встречал Иосифа Саркисова, — говорит Николай Николаевич. — Как-то раз он мне рассказал про строительство цеха двойного суперфосфата. Сказал, что им не хватает электриков. Позвал к себе. Я согласился. Тут же уволился с Уралэнергоцветмета и снова на СУМЗ.

Проработав в цехе 13 лет, Николай Секачев ушел на пенсию. Посидел пару месяцев дома, а потом вернулся в цех двойного суперфосфата инструктором производственного обучения рабочих. Занимался организацией труда, рационализацией, изобретательством, решал вопросы производства.

Еще 19 лет в цехе проработал. А в 2004 году Николай Секачев понял, что пора на отдых. Уволился совсем. На СУМЗе он трудился 50 лет. Является ветераном труда и тружеником тыла.

Граждане мира

Больше полувека прожил Николай Николаевич и в счастливом браке с Галиной Дмитриевной.

— Отмечали мы в компании октябрьские праздники. Там я и познакомился со своей женой, — рассказывает Николай, будто это было вчера. — Она работала счетоводом на обогатительной фабрике. Я как ее увидел, сразу понял, что это моя будущая жена.

Поженились Николай и Галина в 1950 году. Родили детей: сына Сергея — он сейчас на пенсии, и дочь Елену — она многие годы жила в Испании, в 2014 году умерла от рака.

Богат Николай и внуками, и правнуками. Старший внук Николай живет в Эстонии. Приезжал на день рождения к деду, порадовал старика. Внучки: Евгения живет в Барселоне, а Елена в Ревде. Еще у юбиляра есть одна правнучка и пять правнуков. Самому маленькому Глебу — 1,5 месяца.

— Сейчас не получается собраться, все разъехались по миру, — сожалеет Николай Николаевич. — Последний раз всей семьей собирались в 1995 году. 22 человека тогда было.


5_ Секачев (3).jpgФамильный герб Секачевых. Его привез деду внук Николай в подарок на 85-летие. Внук нарисовал эскиз герба, согласовал в геральдике. Знакомый кузнец из Эстонии сковал его. Завитушки на гербе олицетворяют Николая Николаевича, его жену Галину Дмитриевну, сына Сергея и дочь Елену. А ромашки внизу — внуков: Николая, Евгению и Елену. Готическая S — первая буква фамилии Секачевых. Фото Натальи Пятуниной

Не волноваться, больше обниматься!

Главный секрет долголетия Николая Секачева — поставить себе правильные жизненные задачи.

— У меня главные задачи — долго жить, справить золотую свадьбу, трудовой стаж иметь больше 50 лет, обливаться холодной водой. Вот мое кредо! Прожил я уже 90 лет, золотую свадьбу справили в 2000 году, общий трудовой стаж — 57 лет, обливался каждое утро в течение 54 лет. И, конечно, нужно за здоровьем следить, не волноваться, больше обниматься. По дому все сам делаю. Финансово ни от кого не завишу. Все сам покупаю. Сам делаю уборку, готовлю. И доволен этим!