МЕНЮ
Карта сайта
RU
EN

На СУМЗе внедрили два простых, но важных изобретения

30.10.2018 /

В железнодорожном цехе внедрены в работу две инновации, обеспечивающие безопасное движение поездов по территории завода. Первая — это оборудование стоп-краном думпкарной вертушки. Новшество снижает риск возникновения аварийных ситуаций на железнодорожных путях и переездах, как на территории завода, так и на пересечениях с городской автодорогой. Вторая — изменение конструкции запорной закладки на ручных стрелочных переводах. Это изобретение исключает возможные случаи схода вагонов при движении составов через ручные стрелочные переводы.

Стоп-кран думпкарной вертушки для перевозки шлака

Думпкарная вертушка — это 12 думпкарных вагонов с тепловозом. Предназначена для технологических перевозок: состав перевозит шлак со старого отвала на приёмные бункера обогатительной фабрики. Состав называется вертушкой, потому что ходит по одному и тому же маршруту.

По технологии вертушка загружается шлаком и движется на станцию Комбинатская для взвешивания вагонов вперед тепловозом, затем следует на приёмные бункера обогатительной фабрики уже вперед вагонами. Там разгружается и отправляется на станцию тепловозом вперед. А оттуда опять на погрузку и снова вагонами вперед.

За смену думпкарный состав шесть раз движется вперед вагонами. При этом машинисту не видно, куда он едет. Поэтому помощник машиниста при движении вперед вагонами находится на переходной площадке первого по ходу движения вагона. Он становится глазами машиниста, сообщая обо всем, что происходит на пути: положение стрелочных переводов, показания маневровых сигналов, свободность маршрута движения, переездов и т.д. Машинист и помощник общаются между собой по переносной радиостанции.

Маршрут думпкарной вертушки пролегает через два автомобильных переезда, технологический проезд и пешеходный переход через ж/д пути, а также по горловинам станции, где работают люди. Риск встретить препятствие большой. А радиостанция, как и любая техника, может сломаться или же зимой в морозы разрядиться.

— Для того чтобы исключить риски, мы внесли изменения в конструкцию последнего (хвостового) вагона — сделали стоп-кран. Такой же, как в пассажирских поездах и электричках. Мы вывели на переходную площадку кран тормозной магистрали вагона, — объясняет один из новаторов — Артемий Валишев, заместитель начальника по производству железнодорожного цеха. — Это решение самое оптимальное и безопасное.

Сейчас, если вдруг появится угроза безопасности движения поездов, а связь с машинистом не сработает, то помощник сможет произвести торможение состава самостоятельно, тем самым предотвратив аварийную ситуацию, либо уменьшить её последствия.

16_ZDC (1).JPGСтоп-кран на хвостовом думпкарном вагоне. Так помощник машиниста проезжает половину сменного маршрута — и в снег, и в дождь, и в жару, и холод. Но как сказала сам помощник машиниста Сергей Ленков: «Это моя работа». Фото Екатерины Городко

Изменение конструкции закладки на ручных стрелочных переводах

Стрелочный перевод позволяет подвижному составу переходить с одного пути на другой. На станциях завода, в основном, стрелочные переводы централизованные, но есть и ручные. Например, на станции Медная.

Принцип работы: помощник машиниста или составитель поездов с помощью переводного механизма переводит стрелки на нужный путь, затем устанавливает механизм запирания — закладку, упирая ее в переведенный остряк, чтобы при движении состава стрелка не вышла из нужного положения. Из-за механического износа в шарнирных соединениях запорная закладка может закрываться не плотно, зимой снег и лёд могут стать причиной не плотного запирания, так же может сработать человеческий фактор, например, стрелку перевел, закладку закрыл, но не дожал буквально пять миллиметров. В этом случае произойдет отжатие закладки, перевод стрелки под составом и как следствие — сход состава с вытекающими последствиями.

На механизме перевода ручной стрелки существует противовес, но он в данных обстоятельствах он не спасает.

— Новые закладки отдельно не продаются, завод-изготовитель продаёт их только в комплекте с рамным рельсом и остряком, а это почти половина стрелки и стоит она очень дорого. Мы заказали на нашей ремонтно-механической базе новые закладки по чертежам завода-изготовителя. Во время установки закладок, у электрогазосварщика службы пути железнодорожного цеха Руслана Шмиллера возникла идея усовершенствовать их. Из подручных материалов — обрезков арматуры и уголка, он придумал простой механизм: наварил на закладку деталь, которая работает как балансир. После того как составитель поездов закрывает закладку, балансир удерживает ее, не позволяя ей подняться и допустить отжатия остряка. Если простым языком, то это изобретение как дверной крючок, который попадает в «ушко» и за счет своей формы не выскакивает и не дает двери открыться.

— Идея простая, затрат много не требует. Это очень хорошее, грамотное решение, — похвалил новатора Артемий Валишев.

Эти новшества уже внедрены на предприятии, конечно, они могут показаться слишком простыми, но, как говорится: «Все гениальное просто!» Новаторы за свои изобретения получили приятную прибавку к зарплате — премию. На данный момент у работников железнодорожного цеха в разработке еще три инновации.

16_ZDC (2).JPGСама закладка на фото красного цвета, новая деталь — в форме крючка. При закрытии она срабатывает и заходит в отверстия, тем самым удерживая закладку. Такой простой механизм помогает избежать аварийных ситуаций. Фото Екатерины Городко